Красная угроза
Спокойствие, только спокойствие, русские - вовсе не террористы. И даже не плохие. Не пытаются бомбой мир уничтожить и, конечно же, не думают оживить Ленина и возродить коммунизм. И отстреливаем на протяжении шести часов мы тоже не русских. Нет, среди террористов наверняка встречаются славяне, но к отечественной армии эти солдаты никакого отношения не имеют. Так что если вы не садились заCall of Duty исключительно из патриотических соображений - смело бегите в магазин. Тем более, что игра того действительно стоит.
Хотя, по правде говоря, русские все-таки замешаны. Кашу, которую нам и придется расхлебать, заварил некогда командующий российской армией террорист Захаров, лидер партии сепаратистов. Вооружившись поддержкой восточной ядерной державы, он всего лишь грозится всех перебить. Вот, в общем-то, и все, что нам следует знать. По ходу, конечно, нам расскажут о новых подробностях политической истории, но интереса они мало представляют. Сюжет никогда не был сильной стороной Call of Duty, и четвертая часть - не исключение.
И хотя злодей скрывается в бывших советских республиках, большую часть игры мы проведем в Ираке. Там, видите ли, тоже террористы имеются, и даже бомба есть. Одним Ираком, впрочем, дело не ограничится, мы побываем и в России, и в Азербайджане, и посреди океана Атлантического. На каждом уровне нас ждет набор задач, а сориентироваться на месте поможет радар.
Приятная неожиданность
И хотя геймплей почти не изменился (по-прежнему нет новомодных фишек, вроде slow-mode, например), по духу перед нами совсем другая игра. Такая же пафосная, такая же зрелищная, но другая. Уже не Стивен Спилберг, а Риддли Скотт. Побег с тонущего корабля, тихое устранение террористов в Припяти (да-да, Чернобыль!), зачистка оккупированной деревни, битвы на городских улицах в Ираке, захват вражеского подземного бункера - оторваться невозможно. Игра цепляет и держит в напряжении ровно до финальных титров. Если у вас накопились дела на работе, долги в школе/институте и нет лишних пяти-шести часов, за Call of Duty лучше не садиться.
Но главное, что режиссурой и постановкой некоторые сцены мало чем уступают голливудским собратьям. Отдельные кадры срывают овации, другие - выбивают слезу. Уже первый уровень, где мы спасаемся с тонущего корабля, расставляет все точки на «I», дает понять, что к чему, и заставляет строчить признание в любви разработчикам. А дальше все становится только круче, больше и масштабней. Сильно впечатляет полумертвый вояка, из последних сил тянущийся за пистолетом, чтобы нас пристрелить. Вроде бы мелочь, не ново, но здорово оживляет геймплей, добавляют шарма и изюму.
Один в поле не воин
В коем-то веке союзники действительно помогают. Целиком уровень они, конечно, не зачистят, но часть врагов охотно возьмут на себя. Командовать ими, кстати, не позволено. По сюжету мы подчиняемся одному из NPC, беспрекословно выполняя его поручения. В ходе миссии соратники переговариваются, отвешивают комментарии. Не сказать, что диалоги оригинальны и умны, но слушать их занятно и интересно. Во всяком случае, создается иллюзия реальной войны. Враги тоже не стоят молчаливыми столбами, общаются между собой и ругаются грязными словами.
Игровые ситуации интересы и, что удивительно, очень разнообразны. В одной из миссий, например, мы занимаем место за установленным на вертолете гранатометом и зачищаем город, в другой - забравшись на высотное здание, при помощи винтовки ликвидируем вражеского генерала. При этом встречаются и заимствования из других игр. Действие в Ираке до боли напоминает Delta Force: Black Hawk Down, а защита застрявшего в болоте танка похожа на сражение за упавший вертолет «Черный Ястреб». Но сетовать на это не приходится, тем более что действительно уникальных моментов, среди которых и финал, хоть отбавляй большим половником.
При этом игра сказочно красива. Полигонами модели не обделены, текстуры четкие, вода, как в жизни - в общем, картинка и впрямь радует глаз. По-другому, в общем-то, и быть не могло, ведь игра разрабатывается не только для «персоналок», но и для консолей нового поколения. Технология Rag Doll тоже честно делает свое дело - в нелепые позы вояки не падают, двигаются плавно и реалистично. Но главное - игра прекрасно оптимизирована, не вылетает и не тормозит даже на средненьких компьютерах.
Минусы, конечно, тоже присутствуют. Игра невероятно коротка (легко проходится за 5 часов) и полностью линейна - редкий игрок пройдет Call of Duty 4 дважды. Хромает и AI. Противники не покидают своих позиций, даже находясь под открытым огнем, их численность превосходит все мыслимые стандарты, а к концу покажется, что мы перебили добрую половину населения Ирака. Причем размножаются враги почти на глазах - на место только что убитого непременно прибежит живой такой же. Убьете и его - прибежит еще один. Единственный путь - постоянно продвигаться ближе, оттесняя их респаун. Все это напоминает экшены четырехгодичной давности, но баланс, что удивительно, не хромает. Благодаря такой системе, на плевки в потолок или пошлый перекур времени уже не остается. Но если отбросить все придирки, перед нами действительно одна из лучших игр года и, наверно, лучший экшен осени.
***
Решив сменить антураж, разработчики убили одним выстрелов двух зайцев сразу. Во-первых, угодили вечно недовольным игрокам, которым WWII-тематика немножко приелась, а во-вторых, разом избавились от конкурентов в лице Medal of Honor иBrothers in Arms. Главное, чтоб разработчики не сбавили обороты, нарыв золотую жилу, как это случилось после выхода первой части. А пока - бежим в магазин за четвертой частью, уникальный игровой опыт обеспечен.
Сложность освоения | легкая |
Графика | 9.0 |
Сюжет | 8.0 |
Звук и музыка | 8.0 |
Управление | 8.0 |
Увлекательность | 10.0 |
Общая оценка | 8.7 |